Число "профессиональных" туристов в России не превышает 1%
Ошибаются те туристы, которые думают, что после 1 июня нынешнего года, когда вступил в силу новый закон о туризме, с любым недовольством можно обращаться к финансовому гаранту в страховую компанию или в банк. Представители Ассоциации туроператоров России лишний раз подчеркивают, что в этой процедуре существенных изменений не произошло. Выплаты со стороны финансового гаранта последуют лишь в том случае, если суд постановил турфирме выплатить туристу ту сумму, которую турфирма выплатить не в состоянии. Во всех других ситуациях туристу нужно разбираться с турфирмой (турагентом или туроператором) в досудебном или судебном порядке. В период обсуждения нового закона много говорилось о том, что он развяжет руки недобросовестным, или так называемым "профессиональным" туристам то есть клиентам, которые умышленно используют свои гражданские права для личной наживы или нанесения вреда турфирме. Единственный способ бороться с такими клиентами строго соблюдать закон, считает Татьяна Коршунова, представитель компании "Ланта Тур Вояж". Следовать букве закона стало легче после вступления в силу Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Стоит отметить, что "профессиональными" туристами нередко становятся люди с хорошим юридическим образованием или работающие в судебной системе, сообщает соб. корр. Travel.ru. Понимая, что крупные туроператоры держат в штате хороших адвокатов, недобросовестные клиенты предпочитают обращаться в небольшие компании, а претензии по оказанию услуг предъявляют не туроператору, а турагенту на что тоже имеют право. Начальник управления туристического страхования компании "Ренессанс Страхование" Елена Скуратова выделяет три группы недобросовестных туристов. Первые это те, кто заинтересован вернуть стоимость тура. Вторые туристы, покупающие турпутевку за границу с целью лечения, для чего вступают в сговор с местными врачами (например, туристка, желающая изменить форму носа, документально инсценировала автомобильную аварию, в результате которой у нее было "повреждено" лицо, восстановление которого потребовало срочного хирургического вмешательства). Третьи очень решительные люди, готовые пойти на криминал: например, инсценировка смерти одного из супругов (транспортировка тела стоит не менее $15 тыс. так что для многих игра стоит свеч). При том, что ежегодно страховые компании теряют около 1.5-2 млн рублей на медицинских махинациях туристов, общее число недобросовестных клиентов незначительно. По мнению специалистов турбизнеса, оно не превышает 1% от всего турпотока. По неофициальной статистике в 2006 году от туристов поступило около 200 тысяч жалоб на некачественную работу турфирм. Около 30% претензий касались таких недостатков, как задержки рейса или не соответствующие договору отели и номера. Примерно 20% жалоб приходится на неисполнение одной из услуг например, экскурсии или трансфера. 15% недовольств возникают после того, как турист по тем или иным причинам сам отказался от поездки и требует вернуть стоимость тура.