Суд обязал туроператора компенсировать турагентству убытки за некачественный тур
Взыскание через суд убытков с туроператора за некачественный тур стало реальностью. Высший арбитражный суд обязал туроператора "Отдыхай!" возместить убытки турагентству "Экспресс-тур", выплатившему туристам компенсацию за замену отеля. В октябре 2004 года турагентство "Экспресс-тур" продало туристам несколько новогодних путевок в Прагу от туроператора "Отдыхай!". Но туристов поселили не в пражском отеле, указанном в договоре, а в пригородной гостинице. Туристы обратились в суд общей юрисдикции, который взыскал с турагентства убытки и компенсацию морального вреда на общую сумму 71 тыс. руб. "Экспресс-тур" подал в арбитражный суд Москвы иск к оператору, требуя возместить эту сумму. 20 марта 2007 года суд вынес решение в пользу агентства, но суды апелляционной и кассационной инстанций освободили оператора от ответственности. Президиум ВАС дело пересмотрел, оставив в силе решение о взыскании убытков с туроператора. По мнению судей ВАС, оператор изменил "существенные условия договора, качественно меняющие его предмет, место пребывания и маршрут путешествия", сделав это перед самым началом тура. Ответственность туроператоров существенно усилили изменения в законе "Об основах туристской деятельности", действующие с 1 июня 2007 года. Поправки обязали туроператоров страховать ответственность либо оформить банковскую гарантию, а туристам дали право обращаться непосредственно к туроператору либо его фингаранту. Самим туристам легче предъявить претензии агентству, продавшему путевку, сообщает Коммерсант. Однако турагентствам, возмещающим убытки туристам, привлечь туроператоров к ответственности до сих пор было сложно. Продавцы путевок находятся в сложном положении: к ним предъявляются строгие требования по защите прав потребителей, одновременно они должны строить бизнес с туроператором, диктующим условия договора. Недавний судебный прецедент должен эту ситуацию изменить. Закон "Об основах туристской деятельности" такой конкретики не содержит, говоря лишь о "наличии в туристском продукте существенных недостатков". Выводы ВАС оказались схожими с позицией Ростуризма, по мнению которого к существенным нарушениям условий договора относятся невыполнение заявленных условий по проживанию, питанию и перевозке. Если в договоре указан конкретный отель определенной звездности, то заселение в любой другой отель следует трактовать как неисполнение оператором своих обязательств.