В самом разгаре - переговоры между туроператорами и авиакомпаниями о чартерных программах на лето. Эксперты уже отмечают две важные тенденции. Во-первых, авиаперевозчики резко поднимают цены на свои услуги на 10 35% в зависимости от направления. "Необходимо прекратить разгул демпинга в чартерной сфере", пояснил заместитель гендиректора "ВИМ-авиа" Михаил Грибков. "При нынешней ситуации на топливном рынке приходится бороться за рентабельность каждого рейса", добавляет коммерческий директор "Континентальных авиалиний" Надежда Савина. Туроператоры относятся к этому неоднозначно, сообщает ИС "Банко". "Клиент будет шокирован подорожанием транспортных услуг, по опыту предыдущих сезонов он привык к совершенно другим расценкам на билеты, говорит Михаил Шаманов, руководитель консолидаторской структуры "Мегаполюс Авиачартер". Я не намерен мириться с тарифным прессингом крупных авиакомпаний и сейчас ищу такие варианты перевозки, которые адекватны ожиданиям потребителей". Но не все столь категоричны. "На самом деле нам тоже не нужна низкая цена, говорят многие эксперты. Но нам нужна цена конкурентоспособная. Если бы авиакомпании держали тарифы примерно на одном уровне, то клиент воспринял бы подорожание адекватно". Однако единства среди перевозчиков нет. Цены они повышают непоследовательно и неодинаково для всех заказчиков, а это создает определенную нервозность на рынке. Вторая тенденция, характерная для сезона-2006, изменение условий сотрудничества между некоторыми авиакомпаниями и их заказчиками. Так, "ВИМ" отказался от практики сквозных сезонных депозитов, в обмен на которые в прошлом году гарантировал специальные цены. Теперь перевозчик предлагает туроператорам просто кредитовать себя примерно под те же проценты, которые с него взял бы банк. Тарифных преференций за это он не обещает, но турфирмы идут на такое сотрудничество: лояльность "ВИМ-авиа" им важна.