400 клиентов фирмы Luktour не могут покинуть Турцию
Лето - не только сезон отпусков, пляжей и пальм, но и сезон туристических проблем и судебных тяжб. К несчастью, ситуация, когда лето заканчивается для отдыхающих в правоохранительных коридорах, происходит все чаще: число исков, которые рассматривают российские суды в отношении недобросовестных турфирм, увеличивается в геометрической прогрессии. Но точной статистики количества исков именно по турфирмам в России просто не существует. Напомним, в октябре прошлого года разразился скандал со столичной фирмой "Диптур". Части ее клиентов в Турции не нашлось мест в отеле - компания не перевела за них деньги. Подобные проблемы бывали в Турции, Египте, Испании и с другими фирмами. Ежегодно в интернете появляются сайты с советами, как обезопасить себя при общении с обманщиками, но большой пользы от них не наблюдается. Существует и официальный сайт, на котором размещены названия фирм-обманщиков, у которых отняты лицензии - но это помогает мало, поскольку, закрывшись, фирма "Рога и копыта" затем открывается под названием "Копыта и рога". В прокуратуре корреспонденту "Российской газеты" пояснили, что уголовную статью, которая карает за мошенничество, к таким фирмам предъявить очень сложно. Во-первых, необходимо доказать умысел. Фирма же в свою защиту предъявит документы, что они деньги перечислили иностранным коллегам по бизнесу в стране, которая принимает наших туристов. Не получившим услугу туристам в этом случае остается только воспользоваться законом о защите прав потребителя. Во-вторых, фирмы-однодневки зарегистрированы, как правило, на подставное лицо и по украденным документам. А факт обмана вскрывается зачастую уже после того, как, собрав деньги, офис фирмы исчезает за одну ночь. Расширение рынка туризма давно требует внесения изменений в законодательство именно в этой сфере. Кстати, серьезные и надежные туристические агентства эту идею всячески поддерживают, но они правом законодательной инициативы не обладают. А пока единственный способ наказать фирму-обманщика - идти в суд с личным иском и законом о защите прав потребителей. Но для этого надо еще вернуться на родину. В настоящее время продолжает развиваться конфликт вокруг компании Luktour. Часть российских туристов, отправленных этой фирмой на отдых в Турцию, остались без мест в отелях и обратных билетов. Как сообщает ИС "Банко", от недобросовестных действий Luktour уже пострадали 400 российских туристов. "МИД скорректировал ранее озвученные данные, сказал пресс-секретарь Федерального агентства по туризму Сергей Синицын. Сначала приводилась цифра 500 человек, сейчас она сократилась до 400". Официальные ведомства заявляют, что ищут пути выхода из создавшейся ситуации. "Мы занимаемся вопросом возвращения туристов в контакте с нашим консулом в Анталье, будем делать все, чтобы они вернулись. Но за чей счет будут их вызволять ответить не готов. Ситуация у разных туристов различная: у кого-то фиктивный тур, у кого-то есть путевки-страховки. Каждую ситуацию надо разбирать индивидуально, буквально по спискам", прокомментировал врио начальника отдела Европы консульского департамента МИД Валерий Ляхов. Как сообщили в Бюро советника по туризму при посольстве Турции со ссылкой на консула РФ в Анталье, туристов будут размещать на самолетах российских авиакомпаний и, скорее всего, на чартерных рейсах. "В Ростуризме рассматривают варианты, как вызволять туристов, добавил Сергей Синицын. Пока ничего определенного сказать не могу. Но раньше в подобных случаях вопрос обычно решался либо за счет принимающей стороны, либо за счет отправляющей компании. Надеемся, что и в этот раз он будет решен аналогично". Однако, судя по имеющимся данным, турецкая сторона не торопится доставлять россиян на родину за свой счет. "Это не работа отелей", пояснили в отеле Adora Golf (Белек). Они же заверили, что больше "не хотят работать с этим оператором". В свою очередь Аликан Озан, ведущий менеджер анталийского отеля Unsaphire Tekirova 5*, сообщил: "Я имею право выставить туристов на улицу, если Luktour не заплатит за них". При этом хотельер признает, что сумма, в которую оценивается размещение двух клиентов, примерно $1000 небольшая. Но его возмущает сам факт поведения партнера. С другой стороны, в Бюро советника по туризму при посольстве Турции утверждают, что клиенты могут спокойно оставаться в отелях до конца срока путевки, об этом позаботится местный департамент культуры и туризма. Что касается дальнейшего имиджа направления, претерпевшего очередной удар, в Бюро отмечают: "В Турции скоро будут приняты жесткие законы, позволяющие отслеживать и исключать с рынка недобросовестные компании. Надеемся, это поднимет наш авторитет". Что касается самого Luktour, то в московском офисе компании на Большой Дмитровке никакой информации получить не удалось. Сотрудники офиса сказали, что никого из руководства нет на месте, а кроме начальства ситуацию комментировать никто не будет. В петербургском офисе прозвучал аналогичный ответ. "Все вопросы надо адресовать в головной офис. Мы работаем как представительство, туры, билеты не продаем, только консультируем агентства на предмет наличия и выбора отелей, возможностей сотрудничества с Luktour", заявила сотрудница офиса, которая отказалась представиться. Вместе с тем, во второй половине дня 14 июня прекратил свою работу интернет сайт компании Luktour. Спустя несколько часов сайт снова появился в Сети, однако с него таинственным образом исчез размещенный ранее образец договора с турецкой компанией "Лук Тур Мед". По свидетельству некоторых участников рынка, этот документ по своей сути был юридически неправомочен. "Договор с турецкой компанией, не имеющей лицензии для работы в РФ, незаконен", пояснили эксперты. Кроме того, как заявили в Ростуризме, агентство не выдавало лицензии компании Luktour, и поэтому не может нести ответственности за ее деятельность. Travel.ru будет продолжать следить за развитием событий.